Статьи о Семикаракорской керамике
Учимся дарить
Люди в преддверии праздников, которые так или иначе их затрагивают, обеспокоены: не подложат ли им вместо долгожданного дара свинью, троянского коня либо еще какую-нибудь скотину? Как не стать данайцем, избежать нежелательных даров и угодить другу, жене, начальнику либо кому-нибудь ещё, важному для Вас - Вы решаете сами, но если прочтете данную статью, выиграете вдвойне, так как научитесь (или закрепите) технологии дарения.
Первое, что Вам нужно помнить: выбор всякого подарка должен быть обусловлен его собственной внутренней логикой, потому как презент бывает мужским, женским и смешанным. К смешанным относятся подарки коллегам , детям и неблизким родственникам. Мужчина - это Он... иногда шеф, муж - вот, пожалуй, и все сказано. Женщины - получается, все остальные. В любом случае выбрать подарок для женщины - задача не из легких при всей ее кажущейся первоначально простоте.
Идея Международного женского дня дала возможность мужчинам дарить всегда желанный подарок - цветы. Тут уж, как говорится, мы за ценой не постоим! А выбор велик: от первых бледных тюльпанов в конторских резинках до роскошных роз и эротичных орхидей. Запомните, что считается хорошим тоном дарить цветы без целлофановых упаковок, так что не очень-то гонитесь на рынках за блестящими бантиками, ленточками и рюшами. Если же розы колются, заверните их в стодолларовую бумажку - и вы увидите, что это наилучшая обертка для презента даме вашего сердца.
Никогда не дарите искусственные цветы - они уже заранее пахнут траурным венком.
Цветы - безусловно, красиво, но, увы, непрактично. Духи же, туалетная вода и прочая косметика могут породить у женщины подозрения, к примеру, что у нее не все в порядке с внешностью. Кроме того, тут должен сработать элементарный мужской инстинкт самосохранения: шикарным набором косметики вы зададите себе такую планку, ниже которой в будущем опуститься уже не удастся.
На шубки из норок не всегда хватает наличных. Как быть? Иногда полезнее спросить саму даму, что она желает получить к празднику - дощечку для резки хлеба веселенькой расцветки или новый половник. Предложенные альтернативные варианты кочерги, бейсбольной биты и прочих колюще-режуще-уязвляющих ваше мужское достоинство предметов нужно сразу же мягко, но настойчиво отклонить.
Следует помнить, что парадоксальной женской психологии свойственно стремление видеть себя даже в конце обширного списка наших мужских побед не пятой, не десятой, а непременно Единственной. Желание дамы ощущать себя первой Майей, а не восьмой Мартой заставляет нас выбирать именно такие презенты, чтобы они чувствовали при этом свою абсолютную исключительность. Поэтому больше творчества, сюрпризов, экзотики, маленьких подношений и больших шоколадок, а также конфет и сластей. От сахара женщины буквально тают, поскольку из этой субстанции они в общем-то и состоят.
Потрафить чувствительному женскому сердцу - задача вполне выполнимая. Дарите даме то, чего у нее пока что нет или что она сама себе ни за что не купит. Гламурную ручку или миниатюрный диктофон - бизнес-леди или с претензией на этот имидж; навороченный мобильник - любительнице вечеринок и тусовок; роликовые коньки - продвинутой эмансипе; собачнице - расписной поводок; пенсионерке - проездной билет, благо эта категория женщин наиболее подвержена страсти к путешествиям на общественном транспорте в часы пик.
Если вам повезло и ваша дама отличается незаурядным умом, подарите ей книжку. Однако помните, лучшим подарком книга была сорок лет назад и с тех пор ничего особенно хорошего, кроме кулинарных сборников, еще никем не написано. Книги же по вязанию, кройке и шитью - первый шаг к страшному для всякой дамы домашнему заточению, и женщина умная вас сразу раскусит. А красивой вязание и так ни к чему, если только вы не решились завести ребенка, другого.
Помните о золотом правиле всякого выбирающего презент: никогда не дарите деньги! Ведь всегда можно найти подарок подешевле, но от этого не менее желанного.
В эконом-классе представлены подарки преимущественно практичного свойства: кухонный фартучек, набор терок для овощей, души и тела, видеодиск с чувствительным сериалом, который позволит вам спокойно посидеть на кухне в компании друзей-мужчин и пива. Неплохой вариант - сковородки. Сейчас наделали столько их модификаций, что таким типом подарка можно закрыть проблему любого презента вашей даме на многие годы. Но будьте осторожны: сковородка способна, чуть что, в мгновение ока превращаться в ту же пресловутую бейсбольную биту, а оно вам надо?
Решительно исключите из списка подарков животных - гораздо предпочтительней их плюшевые эквиваленты, благо не требуют ухода, кормежки и трехразового выгула во дворе. И всегда хорошо смотрятся до первой стирки!
Коли речь зашла об эстетике, ваш подарок непременно следует красиво упаковать. По возможности в большую коробку с изображением рюмки и грозной надписью «Не кантовать!» Процесс извлечения из такой тары музыкальной открытки, маленького блокнотика или столь же миниатюрного колечка, но с увесистым бриллиантом подарит вашей даме немало увлекательных минут. Конечно, при условии, что у нее есть чувство юмора или нет точно такого же блокнотика; лишние же бриллианты еще никого и никогда не удручали!
Дарить нужно строго в день торжества: если сделать это заранее, дама решит, что это лишь первая часть сюрприза; а роскошный букет крымских роз, врученный 9 марта, явно проигрывает вчерашней веточке скромной мимозы.
Подарок должен иметь абсолютно свежекупленный вид, дарение же по принципу «на тебе, Боже, что нам не гоже» грозит тем, что однажды вы получите свой подарок обратно - по теории относительности. Вообще же умная хозяйка всегда найдет, кому передарить очередной набор рюмок или коктейльных стаканчиков, поэтому смело дарите женщинам посуду. К тому же и у самых счастливых семейных пар количество тарелок и хорошо летающих блюдец в буфете постоянно сокращается, так что запас не повредит.
Вместе с тем никогда не поздно провести перед первым праздником весны опись вашего домашнего скарба в поисках милых и в сущности бесполезных для вас сувенирчиков и безделушек. К тому же сам процесс распределения их по вашим знакомым дамам может стать увлекательнейшим занятием тихим мартовским вечерком: «эту дрянь отнесу теще!», «раздам девчонкам в офисе - не выкидывать же!» или, на худой конец, «отвезу любимой на машине - пора уже очистить дом от этой гадости!»
Вручать подарок следует непременно лично, с кратким сопутствующим словом или под аккомпанемент льстивого хора коллег и родственников. Нужно добиться, чтобы дама непременно развернула и разглядела ваш презент, ведь если долг красен платежом, то подарок - отдарочком. И получив его в будущем, вы убедитесь, насколько ревностно и вместе с тем творчески следовали этим советам и не уподобились данайцам, принеся дары милые и желанные.
Ключевые слова: | что подарить, как выбрать подарок, сувениры и подарки |
Автор: | Донские сувениры |
Рейтинг: | |
Донская керамика
Керамические изделия — это продукт, полученный спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. Соответственно, фактура получаемой вещи, будь то сувенирная кружка или простой кусок черепицы, напрямую зависит от свойств используемой глины и от тех компонентов, которые с ней смешиваются.
Существуют изделия, сделанные из наиболее популярного и, кстати, самого древнего керамического материала — красной глины. Эта глина по праву считается королевой гончарного производства. Предметы, вылепленные из нее имеют пористый мелкозернистый черепок, шероховатый в изломе, а после обжига приобретают роскошную цветовую гамму: от желтой до темно-коричневой.
Еще один материал, широко используемый донскими гончарами — шамот. Это уже не просто глина, а глина с добавками. Входящий в шамот измельченный обожженный черепок придает массе жесткость. Шамотный черепок имеет характерную шероховатую крупнозернистую фактуру с множеством мелких трещинок и изломов на неглазурованной поверхности. Местные гончары особенно любят этот материал за его фактуру. Нарочитая грубость шамотной поверхности, придает керамическим изделиям особую фактурность.
Учитывая возрастающий интерес к донской гончарной традиции, можно с уверенностью говорить о возрождении местной школы гончарного ремесла. Ростовская керамика сегодня украшает многие частные коллекции, крупные столичные магазины, галереи. Ее главная особенность — неповториый колорит красок и конечно же, любимая тема — Донской край.
Рельефные панно, замысловатые тарели, коллекционные статуэтки — одинаково успешно помогут придать дому этнический колорит и найдут ту самую «изюминку», которая сделает Ваш интерьер по-настоящему уникальным.
Ключевые слова: | шамот, глина, магазин Станица, керамические изделия |
Автор: | Магазин Станица |
Рейтинг: | |
Семикаракорская керамика
Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.
Промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской.
Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен везде стихийно возникали кустарные гончарные мастерские, используя богатые местные ресурсы сырья: различные глины и песок.
Достаточно близко от города при раскопках обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон.
Художественный стиль Семикаракорского промысла формировался при участии специалистов и искусствоведов Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности.
Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.
Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Они стали произведением прикладного искусства.
Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Для самостоятельного использования изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки.
В мае 2000 г. г. Семикаракорск отнесен к местам традиционного бытования данного промысла Постановлением N 177 Администрации Ростовской области.
Ключевые слова: | Семикаракорская керамика, народный донской промысел, семикаракорский фаянс, донская керамика, дон |
Автор: | Донские сувениры |
Рейтинг: | |
Виды керамики
Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика. В первую группу входят терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики. Терракота — по-итальянски «обожженная земля». Она представляет собой не политую глазурью обожженную глину. Раньше из нее делали скульптуры, бусы, рельефы. В наше время этот вид керамики применяется редко.
Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом («лощат»), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. «Морение» заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — «запарка», или «обварка»: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.
Ко второй группе относится глазированная (или поливная) керамика. Ее покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Глазурь сделала изделия водонепроницаемыми и позволила гончарам декорировать их: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами — окрашенными в разные цвета жидкими глинами. Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.
Ближайшей родственницей гончарной керамики является майолика. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.
Фаянс. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой - белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. Особенно красиво, когда сквозь прозрачную зеленую, лиловую или коричневую глазурь просвечивается кремовый черепок.
В России фаянсовое производство достигло высокого развития в XVIII веке. Талантливые и самобытные народные мастера Гжели и других центров керамических промыслов заняли почетное место в истории русского декоративного и прикладного искусств.
Родиной фарфора является Китай. Благодаря высокой прочности, абсолютной белизне черепка, богатству красок, химической стойкости он значительно превзошел всю европейскую керамику. Для создания фарфора необходима очень высокая температура об жига — до 1400 °С и сложная по составу глиняная масса, включающая каолин, песок полевой шпат и другие добавки. Фарфор ценился очень дорого и керамисты европейских стран бились над разгадкой так называемого «китайского секрета», но все их попытки кончались безрезультатно. И вот в 1709 гор в Мейсене (Саксония) получен плотный, полупрозрачный, абсолютно белый фарфоровый черепок. К концу XVIII века изготовление фарфора было освоено на всем европейском континенте. В России фарфор изобретен другом М. В. Ломоносова ученым-химиком Д. И. Виноградовым.
Во время поисков секрета изготовления фарфора во многих странах были созданы свои разновидности фарфоровой керамики: в Германии — красная огнеупорная масса, в Англии — каменная масса, получившая название «веджвудский фарфор» (по имени изобретателя и хозяина завода Д. Веджвуда), во Франции — мягкий фриттовый фарфор.
Следующий и последний вид керамики — шамот. Он представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: | шамот, фарфор, майолика, глазированная керамика, гончарная керамика, фаянс, керамика, виды керамики |
Автор: | по материалам сайта olkolon.narod.ru |
Рейтинг: | |
Исторический обзор
Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. На первый взгляд совсем непривлекательная, она была незаменимой во многих областях трудовой деятельности человека. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще 12—18 тысяч лет назад.
Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы.
Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название «керамика», что в переводе с греческого обозначает «глина».
Открытие обжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной. В период позднего неолита, примерно 6 тысячи лет назад, керамические сосуды начинали украшать орнаментом, в котором преобладали мотивы круга и спирали, обозначавшие солнце, луну, молнию и другие магические силы, и покрывать многоцветными узорами. Такие изделия были найдены на юго-западе нашей страны (трипольская культура), странах Средней Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и других районах мира. Вы можете посмотреть, что удалось воссоздать нашим мастерам художественного промысла в разделе каталога «древняя керамика».
Примером керамического мастерства того периода являются кувшины с узким горлом, разнообразные сдвоенные сосуды, напоминающие очертаниями современный бинокль, глубокие миски, расписанные черной, красной и белой глинами. Уже в тот период керамика достигла большой художественной выразительности. И только с изобретением гончарного круга (4 — начало 3-го тысячелетия до н. э.) резко упростился процесс изготовления керамических изделий, повысилась производительность труда.
Гончарный круг явился величайшим достижением, позволившим создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или, наоборот, сужающиеся изделия разнообразной формы. Из влажной, хорошо вымешанной глины опытный гончар мог за несколько минут сделать горшок, чашку или другую нужную вещь. Кусок глины в его руках сплющивался, вытягивался, стенки сосуда поднимались, становились тоньше и приобретали задуманную форму. После этого изделия обжигали в вырытых в земле ямах или кирпичных печах. Мягкая, пластичная глина превращалась в твердый черепок.
Мастера гончарного дела постепенно открывали секреты глины: разобрались в ее видах, научились составлять рецепты глинистых масс, изобрели глазурь, придумали новые, более экономичные формы изделий. Применяя простые приемы обработки глины, несложное оборудование, они с большим вкусом и виртуозностью создавали подлинные произведения искусства. Мы же не только сохраняем эти секреты и поддерживаем промысел наших предков, мы создаем новые изделия, многие из которых также являются произведениями искусства.
Современное керамическое производство оснащено сложным оборудованием, использует новые красители и методы отделки. Конечно, в домашних условиях невозможно, да и нет необходимости копировать его. Но создать изделия, несложные по технологии изготовления, можно. Они сохранят тепло ваших рук, вашу любовь к этому древнему, но вечно молодому виду творчества.
Ключевые слова: | история посуды, посуда из керамики, изделия из фаянса, ручная работа, фаянсовая посуда |
Автор: | по материалам сайта olkolon.narod.ru |
Рейтинг: | |